РУ
Главная страницаКонтактыКарта сайта
 
Новости Компания Каталог продукции Здоровье Конкурсы Рецепты Контакты

Органические продукты

Что такое органические продукты?

        Все чаще на полках украинских магазинов появляется органическая продукция: как отечественная, так и импортная. Так что же это, мода или образ жизни?

        Органическая продукция, что это?

        Они не содержат:

  • не содержат генетически модифицированных организмов (ГМО), ГМ продуктов и их производных;
  • не содержат химически синтезированных консервантов, красителей, ароматизаторов, стабилизаторов и загустителей;
  • производятся без использования вредных технологий (ультразвуковая обработка, химическая консервация, обработка фенолами и ПАВ, атомное расщепление, радиационная обработка, газация);
  • не содержат сырья сельскохозяйственного происхождения, выращенного с использованием пестицидов, химических удобрений и другой агрохимии, гормонов и стимуляторов роста;
  • не содержат сырья сельскохозяйственного происхождения, выращенного вблизи промышленных центров.

           Кроме отсутствия вредных веществ, органические продукты отличаются своими вкусовыми свойствами и более высокой пищевой ценностью. Органическое мясо является идеальным источником здоровых белков и насыщенных аминокислот. Курятина, к примеру, всегда считалась диетическим мясным продуктом. Неорганическое куриное мясо на полках наших супермаркетов отпугивает высокой вероятностью содержания антибиотиков. Органическая курятина, по праву подтверждает свою «диетичность» и безопасность благодаря тому, что на органических птицефабриках запрещено использовать химически синтезированные вещества и неорганические корма.

        Из-за особенностей органического сельскохозяйственного производства, содержание в органических фруктах и овощах сухих веществ увеличивается, а воды – понижается, что улучшает их вкусовые качества. Кроме того, содержание витаминов, микроэлементов и клетчатки в органических продуктах значительно выше.

       Можно сказать, что органический продукт – это, прежде всего, его органический способ производства. Поэтому, в сфере «органик» (так неофициально принято называть органическую продукцию - от англ. organic) центральное место занимает сельское хозяйство. Именно с сельскохозяйственного предприятия начинает свой путь органик.

       Международное законодательство дает такое определение органической продукции: ”это продукция, полученная в результате ведения сертифицированного органического производства в соответствие с требованиями стандартов и правил органического производства”. В таких органических стандартах регламентируется процедура сертификации сельскохозяйственных органических предприятий, а так же порядок их контроля.

     Производство любого органического продукта начинается с сертификации земли. Даже если речь идет о молоке или мясе, то в первую очередь, органический статус должны получить поля и пастбища, используемые для ведения животноводства. Коровы, дающие органическое молоко, должны выпасаться. И, чтобы трава на пастбищах не оказалась с пестицидами, диоксинами и другой стойкой химией, которая потом может перейти в молоко или в мясо, земля должна быть сертифицирована, как органическая. Такая органическая сертификация подтверждает, что прошло как минимум три года с момента последнего использования агрохимии и ГМО, и в земле больше не осталось вредных веществ.

     После получения органического сертификата на землю, ферма имеет право получить сертификат и на животноводство. Согласно требований к производству, например, органической говядины нельзя использовать антибиотики, гормоны и стимуляторы роста, ГМ-корма и ГМ-животных. Кроме того, запрещено удерживание коров в тесных стойлах и негуманно обращаться с животными. Коровы должны быть на свободном выгуле, на сертифицированных пастбищах, в естественных природных условиях. Есть даже требование по количеству гектаров на одну голову: например, для одной взрослой молочной коровы в хозяйстве должно иметься не менее двух га. Кушают коровки и параллельно способствуют подготовке земли к следующему урожаю, удобряют почву естественным образом, поддерживают баланс природы. Молоко, полученное на таких фермах, является готовым органическим продуктом или же органическим сырьем.

     Что касается сложных продуктов, состоящих из разных ингредиентов, называться “органическими” они могут только, если не менее 95% их состава произведены органически сертифицированным способом. Таким образом, потребителям органических продуктов важно знать места производства всех ингредиентов. Международные стандарты обязывают органических производителей указывать на упаковке происхождение каждого из компонентов.

     “Био”, “эко”, “natural” или “organic”?

      Не смотря на то, что на украинском рынке немного органических производителей, в отечественных супермаркетах широко представлена продукция, маркированная как “био”, “эко” или “натур”. Такие приставки у многих потребителей ассоциируются с тем, что в мире принято называть “органик”. В Украине пока еще нет национального законодательства по вопросу органического производства, в товароведческой классификации нет био- или эко- групп, не урегулирован и порядок использования таких понятий. Поэтому, такую маркировку в Украине нужно рассматривать, как рекламу. Исключением является импортная продукция. Маркировка в разных странах Европы позволяет использовать “био” или “эко”, если в стране-производителе так принято называть органическую продукцию в соответствии со стандартами ЕС.

       Маркировка органических продуктов

             Узнать органический продукт можно по специальной маркировке – системе знаков и символов. Эта система используется в странах, где понятие “органик” законодательно урегулировано. Органические знаки и символы в таких странах контролируются государством. Использование “органик”, “эко”, “био”, “натур” и любых других понятий, которые вызывают у потребителя ассоциацию с органической продукцией, отдельно или в словосочетаниях можно только, если данный продукт отвечает требованиям органического законодательства и его производство сертифицировано как органическое. При этом, контролируют использование таких слов, в том числе, и в названиях торговых марок.

       Украинским потребителям отличить настоящую органику сложнее. Так как у нас нет ни конкретных требований к маркировке, ни законодательства по органике в целом. Кроме того, ситуация в Украине с потребительским выбором усложнена отсутствием регулирования названий торговых марок. Поэтому, у нас производят напиток с ароматизатором и продают под торговой маркой “КВАС настоящий”, или мясной продукт без мяса под торговой маркой “Колбаса Докторская”. С органикой еще сложнее. На полках магазинов есть большое количество био-кефиров, натуральных соков и эко-продуктов украинского производства, органическому понятию они соответствуют только в части названия.

       Покупая продукт произведенный странах ЕС следует искать этот знак.

 

                             В 1991 г . вступила в силу европейская система регулирования в сфере органического сельского хозяйства EU Regulation 2092/91, а с 1 января 2009 г. вышла её следующая версия EC 834/2007.
      Под знаком, на этикете должны быть код контролирующей инстанция и место выращивание сельскохозяйственного сырья, из которого произведена данная продукция, название сертификационного органа. Код органа контроля должен состоять из: агронима (код страны в соответствии с международным стандартом двухзначных кодов стран ISO 3166), понятия “органическое производство” и шифр (присваивается, уполномоченным органом власти).

  

                      Кроме европейской системы сертификации органических продуктов, самые распространенные американская и японская.  Национальная органическая программа США (NOP) сертифицирует и контролирует органических производителей. Требования к маркировке от NOP распространяются на сырые, свежие переработанные продукты, содержащих органические сельскохозяйственные ингредиенты.  В 2000 г. в Японии внедрили стандарты для органической растительной продукции. Только в ноябре 2005 г вступили в силу органические стандарты для продуктов животноводства и их переработки.

               

   На органических продуктах из ЕС может стоять национальный знак. Например, в 2001 году Федеральное министерство по защите прав потребителей продовольствия и сельского хозяйства Германии представило национальную маркировку – Bio-Siegel (Экологическая печать), которая обозначает продукты предприятий, придерживающихся требований постановления ЕС.    Украинские сертифицированные органически производители, все чаще, используют первый знак (Organic Farming). В этом случаи, они так же должны указать сертифицирующую организацию, например: IMO (Швейцария), Biokontroll Hungaria Nonprofit Kft и т.д.

     Сколько стоит органическая продукция?

     Органический продукт – это особый способ производства, особое качество, особая польза и особая цена. Стоимость в мире на органические продукты может быть выше от 20 до 40% по сравнению с аналогичными продуктами, если таковые продукты производятся и имеют соответствующую сертификацию. (Так как в Украине все этого нет, то данные продукты могут отличаться дороговизной в 20% - 40% от премиальных продуктов.) 

      Производители объясняют такую стоимость дополнительными затратами, связанными с особенностями производства и необходимостью сертификации. Органическое производство требует дополнительных человеческих затрат. Процедура сертификации длительная, сложная и недешевая. Чаще всего, органические производители – это небольшие предприятия, а значит, все расходы ложатся на относительно небольшой объем продукции. Большинство органических продуктов имеют более короткий срок годности – это увеличивает затраты на хранение и логистику. Расходы органического фермера зависит еще и от того, насколько «убитой» агрохимией была земля до перехода на органику и сколько времени и усилий требуется для восстановления естественного микробиологического баланса земли. Западноевропейские органические производители утверждают, что стоимость могла быть еще выше, если бы они не получали дотаций и льгот от государства.

     Если сравнить минимальною зарплату, стоимость земель и сертификационных услуг в странах ЕС и в Украине, очевидно, что национальная органическая продукция должна быть дешевле. Кроме того, массовое применение агрохимии в сельском хозяйстве в ЕС началось гораздо раньше, чем у нас. Наши земли не успели исчерпать всех своих биологических ресурсов, некоторые земли вообще не обрабатывались уже более десяти лет, а значит, переходить на органику наши фермеры могут менее затратно. С другой стороны, в Украине отсутствует стабильное дотирование сельского хозяйства, а для органических предприятий и вообще нет никаких особых привилегий. Исходя из мирового опыта, ясно одно – украинская сертифицированная органика будет стоить дороже обычных продуктов. На сколько дороже – покажет время.

 Органические Принципы!
 Органические продукты – это не только здорово и полезно, но и принципиально!      Принципы органического сельского хозяйства (органического земледелия и органического животноводства) универсальны для всех стран, культур, форм собственности и размеров производства органической продукции. Эти принципы приняты Международной федерацией движения за органическое сельское хозяйство (IFOAM).

Принцип здоровья - органическое сельское хозяйство сохраняет и укрепляет здоровье почвы, растений, животных и человека как единое и неделимое целое – здоровье экосистемы.

Принцип экологичности - органическое сельское хозяйство основано на живых экосистемах и природных циклах, работает совместно с ними, следует их примеру и правилам и помогает сохранить их целостность и гармонию.

Принцип справедливости - органическое сельское хозяйство базируется на справедливых отношениях с окружающей средой и равных возможностях каждого человека.

Принципы заботы - органическое сельское хозяйство основано на сохраняющих методах взращивания и ответственном подходе к охране здоровья и благополучия нынешнего и будущих поколений и окружающей среды в целом.

Бренд-менеджер направления «Био-Продукты»

Козловский Станислав